суббота, 23 мая 2015 г.

Старец Иосиф Исихаст. Письмо 23.


Старец Иосиф Исихаст.
Письма к монашествующим и мирянам. 
Не удивляйся, чадо мое, так бывает у монаха. Жизнь монаха — постоянное мученичество. Сладкий Иисус познается в скорбях. И как только взыщешь Его, так Он тебе предлагает скорби. Любовь Его — посреди мук. Показывает тебе немного меда, а под ним спрятан целый склад горечи.

Предшествует мед Благодати, а следует горечь искушения.
Тогда наверняка бойся, когда Благодать действует в тебе. Если же видишь, что тебя душат искушения и скорби отовсюду, тогда радуйся. Не печалься, не сетуй, не унывай. Найди в себе отвагу, ибо радость и умиление к тебе придут.
"Мужайся, душа моя", — говори. Вот это и все искушение, испытание и скорбь, а потом много дней у тебя будет мир, и радость, и Благодать. "Благодарю Тебя, Христе мой, — говори, — ибо в скорби распространил мя еси, и, наказуя, наказал мя, и извел в покой душу мою" (См.:Пс. 4, 2; 116, 18; 65,12).
А палка — от всякой страсти противоядие, так что и бесы ее боятся и трепещут, видя, как человек наказывает себя, как мученик, ради Любви Христовой.
Время от времени, когда страсти возстают против души и хотят сбросить всадника — ум; когда каждая страсть поднимает голову, — тогда говоришь им пароль: "Замолчи, заткнись! Иначе поработает палка!"
Приходит, например, помысл и давит тебя в церкви:
"Почему снова поет твой брат, а не ты, хотя и твоя очередь?"
Ты ему говоришь: "Лучше, чтобы порадовался мой брат, а не я".
Помысл настаивает: "Но почему, ведь так было бы справедливо и правильно?"
Ты скажи ему: "Диавол, оставь меня!" — И углубись умом в Иисусову молитву.
[Снова] возстает искуситель, хочет извести: "Ну нет же, почему?"
"Хорошо, — скажи ему, — хорошо! Подожди-ка немного, скажу тебе почему!"
И сразу, спросившись, выйди из церкви и поспеши в свою келлию. Там возьми палку и скажи с гневом:
"Вот тебе "почему", диавол! Вот оно.
Это та "справедливость", которую ты просил. Так вот, получай ее!"
И, ранив его в своем теле, тем самым подаешь на него жалобу Христу как на виновника твоей боли.
Убегает, трепеща, бес.
Приходит Христос, наполняет тебя умилением, облегчает страсть, и ты научаешься Искусству Побеждать.
• Тобою обладает сон? Отбрось нерадение.
• Тебя безпокоит гнев? Сокруши эгоизм.
• Наполняют тебя горечью злопамятность и зависть? То же самое.
• Не нравится тебе еда? Все — так же.
• Поднимается война плоти? Восстань как сильный и сразись со своими врагами.
И вообще, когда тело и помысл попросят "права" и "почему", ответ — палка!
"Или проживу один час, как Ты хочешь, Христе мой,
или пусть меня не будет в этой жизни", — так плачешь, горюешь...
И приходит милость Господня. Успокаиваются страсти, и у тебя устанавливается мир с самим собой, с Богом и со всем творением. Сдается тело со всеми своими помышлениями. И тогда более не нуждается в палке, так как научилось подчиняться духу.
И я, прежде чем пало мое тело, много палок поломал на своих бедрах. Как палач, стоял над самим собой! Дрожало все мое тело, когда видело, что я сейчас возьму палку. Убегали бесы, успокаивались страсти, приходило утешение и радовалась душа, — поскольку есть Божий Закон:
Все то, что приносит наслаждение, изцеляется страданием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий